Внимание. Вы находитесь на старой версии сайта.
ПОЖАЛУЙСТА, перейдите на новую версию!


Заказать клубную карту "Вереск"



Голосование
Чего не хватает на портале?

Музыка в MP3
Видео-клипы
База знаний Wiki
Хостинг для музыкантов
Развлечения
Чарты, рейтинги
Фоторепортажи
Блоги

Код защиты 9317:


Результаты


На главную страницу
RSS
О проекте
Клубы
Концерты
Музыканты
Мастерские
Ссылки
Блог
Радио
Теперь Вы можете предложить свою новость для размещения в ленте новостей.


Версия для печати Красота - это обещание счастья...
Опубликовано: Ирина Федотова  07 января в 18:21



СЕРГЕЙ ЩУРАКОВ - композитор, аккордеонист и основатель ВЕРМИШЕЛЬ ORCHESTRA. И он же - бессменный "шеф-повар" этой питерской группы. Изящное гастрономическое название подарил ей старый коллега Сергея по "Аквариуму" , виолончелист Сева Гаккель. Почему "Вермишель"? - наверное потому что " итальянское и с оттенком абсурда", - объясняет Сева в своих мемуарах . Но скажем сразу - ничего специфически "итальянского" и, тем более, "абсурдного", в "вермишелевой" музыке нет. Современную музыку вообще трудно классифицировать, в особенности - инструментальную. Можно, правда, причислить ее к какому-то определенному жанру. Но композиции "Вермишели" упорно не желают никуда "причисляться", это скорее импровизация, эксперимент, своеобразная "игра в бисер". Если только под бисером понимать сочетание жанров, богатство гармоний и экзотическое разнообразие инструментов. При этом сам Щураков, по словам гуру питерских барабанщиков - Саши Емельянова , "плавает в гармониях как рыба в воде". И редкая мелодическая красота его композиций, сочетаясь с необычностью аранжировки, делает "Вермишель" явлением уникальным - по крайней мере, в России.

И вот мы сидим дома у Сергея. Крошечная кухня пятиэтажки на окраине Петербурга, горячий чай с ломтиками дачных яблок. Пью и отогреваюсь , только что приехав из Москвы утренним поездом. Сергей сейчас без традиционной "концертной кепки", он совсем домашний, немного неуклюже поворачивается на миниатюрной кухоньке и пытается кормить меня завтраком. Слово за слово, и вдруг задает мне вопрос: "А ты можешь дать определение Красоты - что это такое?" И, в ответ на мое напряженное мычание, сам отвечает: "а вот наш новый флейтист придумал, и, знаешь, классное определение: КРАСОТА - ЭТО ОБЕЩАНИЕ СЧАСТЬЯ, здорово, да?" - Я согласилась, что "здорово". И подумала о том, что, возможно, именно это все мы ощущаем, слушая прекрасную музыку. - Невыразимую, необъяснимую близость счастья:.

А в какой именно момент тебе пришла в голову идея собственного проекта, надо сказать, весьма экзотичного?

Сейчас расскажу. У меня был период, когда я некоторое время не играл в "Аквариуме". Меня пригласил Сережа Курехин на концерт в Капеллу, назывался он, по-моему, "Новогодний вечер Сергея Курехина", но новогодний вечер этот почему-то происходил в ноябре: Музыкантов было двое - он и я. И там был еще такой Александр Баширов, артист, там были клоуны, был детский хор - такая мини-"Поп механика". И мы играли вдвоем, я - на аккордеоне, и он мне дал два соло где-то минут по 15 - 20. Для меня это был первый опыт, потому что подготовки почти не было никакой. На этом концерте оказался Алик Кан, известный в Петербурге музыкальный критик. И он мне после концерта подсказал эту идею. Послушав как я играю, он сказал мне: "Тебе надо делать собственный проект." И, собственно говоря, тогда я задумался впервые об этом, был 92-ой год, и очень скоро, где-то через два месяца, я приступил к созданию музыки, и через пол-года или год мы начали репетировать.

Я до этого некоторое время работал с Дюшей Романовым, но это в общем-то не была работа, это была просто игра в "Трилистнике", это работой нельзя назвать. Он записывал и сочинял свою музыку к спектаклям и для телевидения, и много инструментальной музыки делал. Во многом тот инструментарий, которым мы пользовались, - флейта, мандолина, аккордеон, гитара, бас, ударные, - это пошло от Дюши Романова. А, с другой стороны, то, чем пользовался Дюша, тот же инструментарий, был присущ и "Аквариуму". И, в этом отношении, он очень сильно повлиял - с Борей мы ведь тоже записывали инструментальную музыку, и с Дюшей, в разных комбинациях. Весь этот опыт, конечно, повлиял на тембральное звучание "Вермишели", потому что мы здесь используем те же инструменты, которые были в "Аквариуме". Хотя музыка, форма - немножко другие, и даже не немножко, а - сильно другие.

Значит, "Аквариум" оказал заметное влияние на твое собственное творчестве?

Насчет "Аквариума" я могу сказать, что я пришел туда, когда мне было 27 лет. "Аквариум" уже состоялся как группа к этому времени. В принципе это был самый его пик, на мой взгляд. Я уже тоже много где поиграл, поработал, закончил учиться и пришел в "Аквариум" не с пустыми руками. Но в то же время я оказался в атмосфере, совершенно мне незнакомой, с творческими людьми. И люди, которые тогда находились в "Аквариуме", были для меня такими "небожителями":

Даже так?

Ну да, конечно, и Боря, и Сева Гаккель - это мой друг до сих пор, Дюша, царствие ему небесное, сейчас вот умер, этим летом: Миша Фарштейн, Александр Ляпин - тоже был мой кумир. Т.е. это были такие "небожители-кумиры", конечно же я многому научился у них.

Но, тем не менее, "Вермишель" - это все-таки отдельная история от "Аквариума". Хотя я, безусловно, многому там научился, но все-таки то, что мы делаем сейчас, очень сильно отличается от того, что делается в "Аквариуме". Ведь у нас музыка инструментальная , тяготеющая даже где-то к "академической" .

А что было до "Аквариума"? - Оказалось, что Сергей пишет музыку с детства, с 11- 12-ти лет. Но то были, по его словам, совсем "детские "произведения. Тогда с ним занимался композитор Аркадий Томчин, преподавал сольфеджио в музыкальной школе и отдельно занимался композицией. Сергей учился также у Игоря Мациевского, известного фольклороведа и автора музыки к фильму "Небывальщина"

Музыкальная идея "Вермишели" относится к 92-му году. А когда был собран первый коллектив, который начал работать над "вермишелевой " музыкой?

Когда уже коллективом стали работать, это был конец 94-го года - начало 95-го. Как раз перед записью первого альбома "АНАБАЗИС". Но до этого я играл с Илюшей Порхуновым,, с флейтистом, мы с ним проиграли где-то пол-года вдвоем. Просто мы смотрели, как это может получиться :

То есть было время каких-то проб, когда ты то с одним играл, то с другим?

Более того, эти пробы иногда продолжаюся со сих пор. Потому что у нас кто-то иногда не может, кто-то приходит, кто-то уходит, кто-то опять потом возвращается. Ну вот, как пример, - Володя Юнович. Он с нами не играет пока, у него с руками были проблемы, к сожалению, - "переиграл". Но я думаю, что он к нам вернется, потому что у нас прекрасные отношения, и он ( Сергей улыбается) - я вообще хочу сказать, что он - великий виолончелист.

Я это понимаю:

Тогда согласись, что Юнович - большой виолончелист! Он уже мастер, да, сколько ему там - 23 или 24 года:он ведь - концертмейстер в оркестре "Моцартеум", он уже -профессионал:

Вот ты часто называешь свой музыкальный стиль - "необарокко"? Я думаю, что это требует расшифровки:

Да это так - вполушутку (смеется). Можно сказать, что "необарокко", это - так, это - прикол: Это просто ассоциации, не больше.

Старинная музыка, старинные инструменты - виолы, клавесины, - это классическое "барокко". А более позднюю музыку Баха и Генделя называют "высоким барокко". Сергей наигрывает на пианино какую-то свою тему ( действительно, есть что-то похожее, но не слишком ) и говорит, что аналогов своей "Вермишели" он не знает, ну, разве что - "River dance", играющий кельтскую музыку ( есть такой известный английский проект ). Впрочем, и здесь аналогия слабая.

Послушай, а можно ли считать твое "необарокко" неким музыкальным "образом" Петербурга, этих его итальянских, "барочных" дворцов? Связь прямо напрашивается:

Не Петербург. У меня с Петербургом не было ассоциаций, у меня были ассоциации с Лондоном - я просто достаточно много раз был там. И, может быть , даже не столько с архитектурой., сколько с какими-то моими представлениями о Лондоне. Образы рождались архитектурные именно тогда, когда я там находился. Возможно, и не очень похожие на Лондон, но они были вызваны пребыванием в нем.

А использование тобой этнических мотивов, таких разных, - откуда это все пошло? Я помню, ты говорил, что учился у Игоря Мациевского, фольклороведа:

Это все как раз благодаря Гребенщикову, Дюше, Севе: это уже позже случилось. Потому что Игорь Владимирович, хотя был специалистом по фольклору, но как композитор пользовался чрезвычайно разнообразной техникой. И он , играя нам свои произведения в классе, говорил, к примеру, - вот здесь есть элементы цыганских мотивов. Но тогда для меня эта музыка звучала скорее как нечто необычное, "авангардное".

То есть всякая "народная музыка" пошла скорее от "Аквариума":

От всего. Я не могу сказать, что все , что во мне происходит, это из "Аквариума". Это лишь какая-то моя часть. А что касается влияний: Есть испанское, я ведь не все еще тебе наиграл. Уже есть одна вещь, Пако-Пако, где середина "испанистая" ( играет ). Она уже готова, можно записывать. Мы ее еще с Вовкой Юновичем играли: И еще есть одна новая ( играет). Здесь тоже намечаются явные испанские параллели, но, я думаю, это все же будет не фламенко: просто я не хочу об этом пока говорить, это не сделано еще: я вообще-то не суеверный человек, но - пока не сделано.

И еще одна загадка "Вермишели" - название композиций. Слова Horna, Rune, Gaillarde, Lanchier, конечно, вызывают у нас какие-то ассоциации, но: Оказалось, что Хорна - это рог, хорн, только в женском роде. А Ланце - это такой французский танец, похожий на нашу кадриль. И Гайярда - французский танец, но - старинный. Вспоминается, что Бах тоже писал сюиты, где было много танцев - бурре, жиги, менуэты.

А у тебя такая привязанность к танцевальным ассоциациям и названиям, потому что под эту музыку можно танцевать? Как это происходит на ваших концертах? Кто-то танцует?

Ну конечно. Иногда бывает, даже не иногда, а частенько танцуют. Как ни странно: Я просто не ожидал, что под эту музыку будут танцевать прямо на концерте. Если, допустим, на нее поставить какой-то небольшой балет, то это произойдет совершенно точно. А люди просто так танцуют:

Но не обязательно же танцевать традиционно, можно на каком то расстоянии - и тогда будет "балет":

И так, и так танцуют - и на расстоянии, и без расстояния! ( смеется ) Вот мы недавно играли в Питере, в МОЛОКЕ, это такой известный клуб, так там зал был битком набит, и с начала до конца все плясали, человек 150, - я даже удивился.

Думаю, что настоящую музыку можно слушать и сидя, и стоя , и танцевать под нее: И все-таки жаль, что новую музыку, подобную "вермишелевой", никогда не играют в концертных залах, ну, не в больших, а, скажем, в Малом Зале Консерватории, где обычно выступают академические камерные оркестры и ансамбли. Музыка клубная и "классическая" ( не могу не поставить кавычек!) существуют как бы в параллельных реальностях, никак не соприкасаясь друг с другом. Где в "классической" реальности царит додекафония и декаданс "классика" Альфреда Шнитке и его последователей. Не потому ли, что их музыка написана для традиционного набора инструментов?

Почему же ее - музыку "распада и упадка" - люди слушают в больших залах, и она многим нравится ? А твоя музыка - это светлая гармония, а гармония - это : как ты говоришь? - "Красота - это обещание счастья?" - вот также и музыка!

Это не я говорю, это - наш флейтист: Все может быть - сложный это вопрос, насчет Шнитке. Вот есть, например, такое философское мнение , что в хаосе уже существует гармония, а в гармонии - хаос, т.е. все перетекает из одного в другое.

Это вопрос времени. Вот Шнитке, кажется, "разложил" музыку до хаоса. Должно же из него возникнуть теперь, из этого хаоса, что-то другое: Сейчас, видимо, тенденция такая - создавать что-то, может быть, эклектичное, соединяя вещи, раньше не сочетаемые, но приходя, тем не менее, к какой-то новой гармонии.

Ну да, совершенно очевидно, что сейчас везде происходит смешение, перемешивание различных стилей. Сейчас время эклектики, и это уже тоже - штамп, я совершенно в этом убежден. Поэтому:

Может быть сейчас уже нужны другие критерии? Эклектика - эклектикой:

Но если музыка несет эту новую гармонию, - это уже то, что родилось из хаоса. И это уже - шаг дальше:

Вероятно, да. Вот, например, если взять творчество Рахманинова и посмотреть на его современников. Там он просто особняком стоит. Это - красота: Это уже не"обещание счастья", это и есть просто само счастье. Вот, это - Рахманинов: Остальные все-таки пошли по другому пути . Хотя, конечно, Прокофьев красив, я считаю - это очень красивая музыка. Т.е. мы сейчас подходим к какому-то прогнозированию - как будет дальше развиваться искусство:

А что ты по этому поводу думаешь?

Я не знаю, но , единственно, уверен в том, что оно не будет стоять на месте. Потому что, все-таки, бесконечность есть бесконечность. А это значит, что все время будет появляться что-то новое. Будут появляться вещи гениальные, будут появляться и посредственные. Но обновление обязательно произойдет. И мы видим, что так и происходит, и во все эпохи появляются гениальные творцы.

И все они как-то отражали свою эпоху, как-то взаимодействовали с ней, с ее атмосферой?

А может быть они не отражали, а создавали эту атмосферу, как мы сейчас ее понимаем: это сложно все.

Ну, кто-то отражал, кто-то создавал: Рахманинов вот создал красоту из хаоса. Сейчас тоже в мире слишком много хаоса и много музыки, которая совсем, скажем так, не светлая . Ну, к примеру, многое из рок музыки, в особенности - хард-рок:

Увы, дело в том, что по этому пути всегда легче пойти . Потому что такая музыка: по ней можно просто съехать как по горке - вниз, и все. Она не требует усилий:Но есть и образцы величайшей музыки в хард-роке, к примеру, Led Zeppelin. Это хард- роком можно только условно назвать. Там, у них, я считаю, есть просто "вершины":А остальные группы, мне кажется, куда менее интересны, и у них, действительно, все немножко повторяется. Впрочем, я ведь даже не слушаю такую музыку.

Тут я заметила, что мы, вообще-то, интервью пишем для рок журнала! А тому, что пишет Сергей, уже придумано название - "неформатная" музыка. Та, которая каким-то образом не влезает ни в формат рок музыки , ни, как мы только что говорили, в "классический" формат. Но, тем не менее, существует традиция не пускать подобный "неформат" в академические залы. Впрочем, "Вермишель" туда попасть и не пыталась. Сергей вспомнил, что они играли один раз в таком зале, во дворце Белосельских-Белозерских в Петербурге - "разогревали" композитора Майкла Наймана, минималиста. Однако, он уверен, что в Филармонию их никогда не пустят. А, по-моему, настоящий музыкант, если он на самом деле - музыкант и может мыслить и чувствовать нешаблонно, всегда хорошую музыку отличит от плохой. Просто у него будет другой критерий - не "академическая - неакадемическая", а - берет она тебя за сердце и за душу или - нет.

С Сергеем Щураковым беседовала

Ирина Федотова irfed@dnttm.ru




 Назад

Рассылки
Подписаться на рассылку
"Рассылка Фонда Вереск"
 
 
А также...

- ФОНД "ВЕРЕСК"
- Let the people sing!
- Фолк-WebRing
- Wap.Veresk.Ru
- Вебмастеру!
- Наши друзья
- Билетная касса

- Рекламные статьи
 
Сегодня в клубах
Ничего интересного...
 
Фолк постоянно
В клубе "Вермель" - со скидками по картам "Вереск" !



Благодарим за поддержку:




Наши партнеры:






рекламные статьи

Copyright © 2001-2012 Фонд "Вереск". Все права защищены.
Напишите нам письмо
Яндекс цитирования